Вы здесь

DIY-рынок на пороге стагнации

2016-12-02 19:34:08
1200x670

Стремительно развивающийся кризис в отечественной экономике неразрывно связан со снижением покупательского спроса и сложной геополитической обстановкой. На этом фоне строительно-ремонтный рынок и рынок товаров для дома и сада, как и остальные секторы ритейла, переживает снижение показателей развития, существенное уменьшение количества посетителей в гипермаркетах. Крупные DIY-сети меняют ассортимент в сторону эконом-формата, а также анализируют покупательское поведение, обусловленное кризисом в стране.

По информации исследовательского агентства M.A. Research, общий оборот розницы в строительно-ремонтной сфере, продукции для сада и дома (вместе с техникой), товаров для интерьера по итогам прошлого года составил порядка 1300 млрд. руб. без налога на добавочную стоимость. Номинальный прирост, если сравнивать с 2014 г., составил порядка 5%, а реальные показатели, учитывающие инфляционные процессы, оказались отрицательными -10%. Причиной такой ситуации стало падение спроса на многие товарные группы.

Минувший год был для DIY-рынка самым сложным со времени появления отрасли в России. Это обусловлено комплексным воздействием целого ряда факторов: отсутствие сбережений у населения, падение рублёвых доходов, стремительное ухудшение положения на рынке занятости и ипотек, рост инфляции и падение национальной валюты. Более того, отрицательное влияние оказывает перенасыщенность рынка, что влияет на конечные показатели исследований. По сравнению с кризисным периодом 2009 г., когда негативные тенденции были преодолены достаточно быстро, сегодняшняя ситуация поводов для оптимизма не даёт. Вывод напрашивается сам собой – впереди период рыночной стагнации и ухудшение показателей. По данным специалистов M.A. Research, к концу текущего года уровень прироста едва достигнет показателей в 1,5%, но не исключена и отрицательная динамика.

Материалы для строительства и отделки являются крупнейшим сегментом DIY-рынка, который занимает 60% ассортимента, учитывая и универсальные сетевые гипермаркеты. Номинальный прирост продаж по сравнению с темпами 2014 г. (11%) значительно замедлен. Хорошие показатели прошлого года, с точки зрения специалистов M.A. Research, были обусловлены ростом ценников на все группы товаров. Это подтверждают данные Росстата, согласно которым реальный прирост продаж строительно-отделочных материалов – около 13%. За первые 6 месяцев текущего года продажи этого сектора снизились на 4%, причём ЦФО, в котором формируется 1/3 продаж, продемонстрировал сокращение показателей на 13,4 %. В совокупности эти данные свидетельствуют о вероятном снижении прироста на конец года.