Вы здесь

Развитие DIY-рынка в Беларуси

2016-11-14 18:22:35
500x280

Конкуренция на белорусском рынке DIY-товаров ужесточается с каждым годом. На данный момент серьёзными противниками для уже работающих сетей могут стать торговые гиганты с известными именами. Компания с французскими корнями Leroy Merlin анонсировала строительство торговой точки в Минске на протяжении ближайших двух лет. До конца 2016 г. первый магазин откроет мебельная сеть из Дании JYSK. Этого ритейлера сравнивают с крупной финской корпорацией «ИКЕА». JYSK давно осваивает украинский и балтийский рынки, а в Беларусь приходит через балтийскую компанию франчайзи.

История выхода датской DIY-сети на рынок Беларуси непроста. А. Алёшкин, глава белорусского брокерского филиала Colliers International, отметил, что компания JYSK дважды собирала подробную информацию о потенциальной возможности открытия в стране своих торговых точек. Впервые руководство компании занялось изучением рынка в 2009 г. Развитие торговых площадок оказалось не совсем таким, как нужно было датскому ритейлеру. По итогам проведённого исследования было принято решение пока не рассматривать Беларусь в качестве территории для развития сети. Отказ был обусловлен несколькими причинами. Во-первых, арендодатели и девелоперы не до конца понимали, что такое якорный арендатор, и какие преимущества он несёт торговым комплексам. Из-за этого стоимость аренды оказалось слишком высокой. Во-вторых, сложно было найти необходимую торговую площадку. Для открытия точки ритейлеру требовалось помещение площадью полторы тысячи «квадратов», а для реалий белорусского рынка это очень серьёзный объём. На данный момент мало что изменилось, подобные площади может занимать только якорный арендатор в некоторых торговых центрах, которых в 2009 г. ещё не было.

Попытка второго выхода на рынок Беларуси была предпринята в 2012 г., но тоже не имела успеха. После ряда продуктивных переговоров с финансовыми организациями, девелоперскими структурами, логистическими центрами ритейлер принял решение пока отложить освоение белорусского рынка. Слишком много нюансов оказалось в сфере узаконивания бизнеса и логистических вопросах. Бренд обратил своё внимание на балтийские страны.

Андрей Алёшкин рассказал, что третья попытка в 2016 г. была реализована в рамках франчайзинговой программы. Компания JYSK смогла стартовать на белорусском рынке через одну из прибалтийских фирм, работающих по франшизе. Такое решение выгодно по нескольким причинам. Прежде всего, соседи лучше знают особенности покупательского поведения белорусов, имеют информацию о показателях среднего чека и т.д. JYSK запросила аналитическую справку о торговых площадках не только в столице, но и в регионах. Кроме собственной информации, которую собирали в самой компании, ритейлер хотел получить данные о возможности выхода на рынки областных центров. Первые торговые павильоны должны заработать в Минске. Данные по товарообороту позволят ритейлеру делать выводы о целесообразности развития сети в регионах.

На сегодняшний день требования DIY-сети стали более серьёзными. Площади торговых павильонов должны быть 2-3 тыс. м. кв., предпочтение отдаётся правильным прямоугольным помещениям, расположенным на первом этаже здания. Обязательное условие – соседство с продуктовым павильоном. Склады должны размещаться внутри помещения, а на прилегающей к зданию территории должна быть площадка для организации сезонной торговли.

Эксперты отмечают, что рынок Беларуси за последние три года сильно изменился. Причём перемены состоят не столько в количестве торговых площадей, сколько в их качестве. Сейчас можно найти здания и торговые центры, в которых есть подходящие для аренды JYSK «квадраты». Что касается коммерческой составляющей, то условия стали также более приемлемыми, хотя и отстают от предложений прибалтов.

Выбор подходящих площадок всё ещё ограничен, а столичные ТЦ уже близки к перегрузке. Региональный потенциал гораздо выше, тем более, что есть перспективные объекты в областных центрах. Это торгово-развлекательный центр «Манеж» в Полоцке, «Секрет» в Гомеле, объекты в ТЦ Витебска, Гродно, Могилева. Брокеры отмечают, что по-прежнему актуальна проблема слишком высоких арендных ставок. Но многие эксперты уверены, что результаты работы первого магазина впечатлят девелоперов, которые вернутся к переговорам с JYSK. Якорный арендатор, которым выступает сеть JYSK, увеличивает количество посетителей и поднимает престиж ТЦ.

На данный момент конкуренция на белорусском рынке достаточно высока. Крупные ритейлеры «ОМА», «Материк» и Mile расширяют площади в столице, регионах. Но перспектива, безусловно, есть. Через какое-то время на рынок страны выйдут торговые гиганты DIY-сегмента – «Касторама», «ОБИ», «Метрика», «ИКЕА» и т.д. О конкретных сроках говорить пока рано, поскольку существует слишком много нюансов, которые влияют на ситуацию. Один из них – отсутствие в государстве права частной собственности на земельные участки. Как известно, крупные розничные сети, которым требуются большие площади (до 20 тыс. м. кв.), предпочитают вести строительство на выкупленных участках. В этом направлении на государственном уровне работает Национальное агентство инвестиций и приватизации. Свободные площади есть в столице – это производственные участки, которые подошли бы крупным ритейлерам.