Вы здесь

Кризис DIY-сектора: кто развивается, а кто закрывается

2016-11-23 18:48:49
1200x670

Рыночный кризис на DIY-ритейлеров повлиял меньше, чем на другие отрасли розничной торговли. Но такого мнения придерживаются далеко не все владельцы строительно-ремонтных магазинов.

На пике развития находится сеть из Питера СТД «Петрович», генеральный руководитель которой планирует вывести компанию в тройку московских лидеров DIY-формата. Столь оптимистические прогнозы основаны на данных 2015 г.: прибыли подскочили на 19% (в денежном выражении – до 25 миллионов рублей). Цели текущего года – ещё 20% к выручке и достижение показателей оборота в 30 миллиардов. Строительный торговый дом планирует открытие 2-3 павильонов в год, расположенных преимущественно на магистралях, ведущих из города. В первую очередь построят огромный гипермаркет с собственными складскими помещениями, которые будут обеспечивать быстрое обслуживание заказов столицы и области. Инвестиции в развитие сети предполагаются в размере 8 миллиардов рублей, причём кредитоваться компания не намерена.

Главный маркетолог «Каширского двора» Б. Сидоров констатирует, что среднерыночные показатели падения чека составляют 7%, а падение спроса затронуло в основном сектор стартовой отделки – до 14% в минус. Эксперт связывает такую ситуацию с популярностью нового жилья, в котором уже выполнена черновая отделка. Подрядчики приобретают материалы для стартовой отделки помещений значительно дешевле, поэтому цена жилья с черновыми отделочными работами не сильно отличается от голых стен. Вследствие этого новосёлы тратят больше средств на чистовую отделку, а также товары из секторов «Декор», «Интерьер».

Д. Дмитриев, специалист по маркетингу из «Леруа Мерлен», рассказал, что клиенты часто откладывают покупки или предпочитают приобретать менее дорогие товары. Средний чек уменьшился, но это связано, прежде всего, с региональным развитием сети. Также маркетологи Leroy Merlin отмечают, что наметилась тенденция к замещению дорогостоящих брендов товарами собственной торговой марки компании. Это позволят покупателям экономить, но не ухудшает качество.

В целом, уменьшение спроса и средних показателей чека обусловили популярность товаров российского производства. Торговый комплекс «Каширский двор» за 2 года на четверть увеличил продажи облицовочных материалов (плитки, керамогранита), камня отечественных производителей. Господин Сидоров отметил, что некоторые иностранные поставщики переносят свои производственные мощности в Россию. Причина – серьёзный уровень конкуренции с отечественными производителями, а также возможность сократить расходы на 10%-15%.

Руководители «Леруа Мерлен» подтверждают наличие тенденции импортозамещения на рынке товаров для дома. Дмитрий Дмитриев подчеркнул, что закупки у отечественных производителей и фирм, которые перенесли производственные площадки в Россию, позволяют оптимизировать ценовую политику за счёт сокращения расходов на логистику.

Руководитель сектора продуктовых линий компании «Юлмарт» А. Мелехов отмечает увеличение объёма продаж у федеральных игроков DIY-рынка, а также в онлайн-торговле. В «Леруа Мерлен» подчёркивают рост конкуренции в области ценообразования, что приводит к закрытию компаний с малоэффективной антикризисной стратегией.

Стрит-ритейл или переформатирование магазинов

Столь оптимистичные рассуждения характерны для топ-менеджеров федеральных сетей и точек, в которых высока доля электронных продаж. А что касается более мелких региональных игроков, то им выживать в период кризиса гораздо сложнее.

Один из вариантов оптимизации площадей – переформатирование торговых точек. На данный момент наблюдается развитие малых (до 1000 «квадратов») форматов, которые оптимально подходят для специализированных магазинов с широким ассортиментом. Ведущий маркетолог ТК «Каширский двор» Б. Сидоров отметил, что небольшие магазины дают возможность приобрести оптимальную по стоимости и качеству продукцию. Именно это сейчас привлекает посетителей больших ТК, которые специализируются на разных товарных категориях. В торговом комплексе покупатель приобретает в одном месте и одежду, и продукты, и товары для дома. Это способствует развитию многоарендаторной формы торговли, которая в дальнейшем будет стремительно развиваться.

Что касается средних площадок розничного ритейла (от полутора до трёх тысяч «квадратов»), то они, не выдерживая конкуренции с торговыми гигантами, вынуждены сворачиваться.

А вот максимально успешными в кризисный период считаются ремонтно-строительные гипермаркеты федеральных сетей, уверена член правления фирмы «Знак» Е. Лебедева. По её мнению, развитие DIY-сетей не пострадало от кризиса, поскольку темпы строительства новых полноформатных магазинов по сравнению с 2015 г. увеличились в 1,5 раза.

Ситуация на рынке такова, что спрос на услуги профессионалов в области косметической отделки значительно снизился. Владельцы квартир и домов стремятся сэкономить на работе мастеров и отделочные работы выполняют самостоятельно. На этом фоне некоторые крупные ритейлеры развиваются в формате мини-рынков, а большинство сетей вкладывает деньги в развитие проектов по строительству торговых комплексов, выступая инвесторами.

Leroy Merlin не собирается менять долгосрочных планов и ввела в эксплуатацию 8 торговых точек, причём до конца 2016 г. планируется открыть ещё 9 гипермаркетов. Директор по маркетинговым коммуникациям французской сети Д. Дмитриев рассказал, что магазины сети занимают площадь порядка 10 тыс. м. кв., но в перспективе - открытие торговых точек с меньшей площадью.

ТК «Каширский двор» также поддерживает политику крупных игроков к развитию в крупных форматах. В сентябре текущего года рядом с первой очередью нового «Каширского двора» открыли новый объект – второй блок торгового комплекса, расположенный на перекрёстке Коломенского проезда и ш. Каширского. Общая площадь строений составляет 85 600 м. кв. В 2017 г. очередной «Каширский двор» будет открыт на пересечении Варшавского шоссе и Московской кольцевой дороги. В то же время сеть значительно увеличивает число своих шоу-румов.

Интернет-продажи в приоритете

Самым результативным в сфере развития электронных продаж является строительный торговый дом «Петрович». Но не только эта сеть работает в многоканальном режиме. Глава сектора продовольственных товаров «Юлмарта» А. Мелехов отмечает, что за последний период почти вся сетевая розница DIY-сектора развивает формат интернет-продаж, считая такой путь оптимальным для роста выручки, увеличения количества клиентов и товарооборота.

Сеть магазинов «Леруа Мерлен» тестирует онлайн-продажи в столице, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону. Программисты обновили интернет-сервис, который даёт возможность в кратчайшие сроки сформировать заказ. В ближайших планах «Юлмарта» - запуск онлайн-конфигуратора кухонных гарнитуров, услуги заказов, которая позволит покупателю просмотреть образцы паркета и ламината.

Уровень онлайн-продаж в сфере торговли строительно-ремонтным ассортиментом и товарами для дома стремительно увеличивается. Б. Сидоров утверждает, что на сегодня доля интернет-торговли составляет 8%. Но особенности многих товарных групп таковы, что продать их дистанционно, с помощью электронных гаджетов, очень сложно. Потребителю хочется увидеть продукцию своими глазами, на месте удостовериться в качестве и адекватности характеристик. Ещё одна сложность – это логистические нюансы при заказе объёмных товаров (каминов, крупного санфаянса, напольных покрытий). Доставка подобного груза не сравнится с транспортировкой ассортимента магазинов одежды и украшений. Сервис так называемой «примерки на дому» для DIY-сектора невозможен.

Арендные ставки в период кризиса

А. Ошурко, член правления и партнёр фирмы Praedium, констатирует, что ставки аренды для в сфере DIY-розницы являются одними из самых доступных в отрасли. Причина таких низких цен – скидки, которые предоставляют арендодатели компаниям, нуждающимся в большом количестве квадратных метров.

Как свидетельствуют данные, средняя стоимость «квадрата» в год для арендаторов DIY-формата начинается от 5-ти тыс. руб. При этом от 4% до 6% с оборота также приходится отдавать, если такой пункт предусмотрен в договоре с торговым центром. Эксперт добавил, что ремонтно-строительные сети не состоят в обязательном списке владельцев торговых комплексов, но площади им предоставляют охотно, поскольку уровень популярности и количество посетителей у них можно сравнить с полибрендовыми магазинами спорттоваров и одежды. Специализированные торговые центры всегда рады DIY-арендаторам. Например, «Авиапарк» на сегодня сдаёт квадратные метры и мебельным торговым точкам, и DIY-рознице. В ТЦ «Мега» якорными арендаторами являются OBI, «ИКЕА».

Достаточно выгодным арендным предложением является возможность выплаты процентов с оборота в счёт арендного сбора. Обычно владельцы арендуемых площадей оказывают содействие сети, если она стремится к расширению. Что касается кризисного периода, то одними из первых о пересмотре арендных договоров договорились именно DIY-ритейлеры.

Госпожа Лебедева уточняет, что на текущий период розничные ритейлеры рассчитывают на 6% от оборота в качестве аренды, а также оплату коммунальных услуг и 100% возмещения ремонтных расходов.