Вы здесь

Экспертное мнение: кризис и санкции на рынке DIY в Санкт-Петербурге

2016-08-18 17:12:00
1200x670

Какое влияние оказывает нынешняя экономическая и политическая ситуация на продажу товаров для ремонта, дома и сада? Какая продукция пользуется самым большим спросом? Об этом рассуждают эксперты — представители крупнейших DIY-ритейлеров.

Каков уровень конкуренции среди ритейлеров DIY в Петербурге?

По мнению Леонида Довладбегяна, первого заместителя ген. директора компании «220 Вольт», из-за нестабильной экономической ситуации покупательская способность сильно упала. Поэтому борьба за клиента актуальна и для крупных ритейлеров, и для локальных сетей. Способствует конкуренции и развитие интернет-продаж: в сети покупатель имеет возможность увидеть и сравнить цены в режиме реального времени, говорит Довладбегян.

Мария Евневич, член совета директоров ООО «Максидом», считает, что Санкт-Петербург — родина многих DIY-ритейлеров, таких как «Максидом», «Петрович», «Метрика». Помимо этого, в городе работают торговые точки всех основных сетей, российских и европейских.

По словам Павла Локшина, ген. директора российского подразделения «К-Раута», не смотря на то, что рынок насыщен и конкуренция велика, международные корпорации имеют возможность развиваться, в том числе за счет открытия новых торговых точек. В городе ведется масштабное строительство, жилой фонд увеличивается, что в конечном итоге должно привести к росту спроса на товары для ремонта.

Игорь Колынин, директор по маркетингу СТД «Петрович».
Концентрация магазинов товаров для дома и сада в Северной столице самая большая по стране. При этом предлагаемые товары — высокого качества, то есть, конкуренция на этом рынке огромная.

Товары каких категорий пользуются сейчас наибольшим и наименьшим спросом?

Леонид Довладбегян говорит, что лето — пора продаж садовой техники и инвентаря, товаров для спорта и отдыха. Снижение же спроса касается скорее не категорий, но более дорогих товаров: в кризис покупатели отдают предпочтение экономичним вариантам.

Согласно словам Павла Локшина, горожане отказываются от товаров, без которых можно обойтись, таких, как текстиль, сопутствующие товары. Сильнее всего это задело средний ценовой сегмент. Высоким спросом пользуется категория товаров «Для сада и отдыха» - от семян и саженцев до садовых конструкций и инструментов. Если говорить о внесезонном спросе, считает Локшин, наибольшей популярностью пользуются товары для ванной и кухни.

Исследования специалистов «Максидома», озвученные Марией Евневич, показывают, что по сравнению с прошлым годом, когда большинство покупателей приобретало товары для косметического ремонта, ситуация улучшилась. Теперь посетители магазинов рассчитывают на капитальные изменения, покупают товары для серьезной переделки.

Каковы изменения в покупательском поведении?

Игорь Колынин считает, что для части категорий спрос не изменился. Тем не менее, по его словам, многие покупатели стали обращать внимание на экономичную ценовую категорию. Откликаясь на эти потребности, мы ищем новых поставщиков.

Мария Евневич говорит, что клиенты в сложившейся экономической ситуации переключаются на товары сегментом ниже привычных по цене. Известность бренда имеет все меньше значения, уступая позиции соотношению стоимости товара и его качества.

По мнению Леонида Довладбегяна, с начала кризиса и введения санкций покупательская способность стала падать и сейчас находится на нижнем пределе. На те товары, которые обычно пользуются спросом, теперь тратят минимальные суммы. Кризис заставил многих россиян отказаться от поездок в пользу обустройства квартир и дач. К сожалению, товары эконом-класса сейчас стоят столько же, сколько до кризиса стоили средние и премиальные, поэтому цена большинству покупателей важнее популярности бренда, уточняет спикер.

Павел Локшин думает, что соотношение «цена — качество» сейчас стоит на первом месте для большинства покупателей. Это относится не только к DIY-сегменту, но ко всем категориям товаров.

Как сильно санкции и связанная с ним мода на импортозамещение отразились на сегменте рынка DIY-продукции?

По мнению Игоря Колынина, санкции мало повлияли на сегмент. В строительстве большая часть товаров и раньше закупалась у российских производителей. Соотношение «цена — качество» у этой продукции было и остается конкурентоспособным, а близость производства и связанная с этим низкая стоимость доставки являются еще одним неоспоримым преимуществом.

Поддерживает спикера и Леонид Довладбегян. По его словам, в список санкционной продукции импортная техника не попала. Это очень хорошо, потому что почти все товары, прозведенные в России, частично или полностью собираются из деталей, вывезенных из-за границы. Новых российских брендов не прибавилось, а те, что известны с докризисных времен, держат завоеванные ранее позиции.

Мария Евневич также считает, что серьезных изменений область не претерпела. Доля иностранной продукции осталась примерно на докризисном уровне. «Максидом» и ранее сотрудничал со многими российскими компаниями, в частности, с производителями краски, плитки, пластика, пиломатериалов и т. д. Есть и «традиционно импортные» товары  – электроинструмент, бытовая техника. Аналогов им на отечественном рынке пока нет.

По словам Павла Локшина, в данный момент доля российской продукции в ассортименте магазинов «Петрович» составляет 45%. Значительная часть российских производителей предлагают качественные товары, отвечающие мировым нормам и согласующиеся с последними веяниями в оформлении помещений. После падения рубля цены на множество товаров стали приемлемыми в том числе для европейского покупателя.