Победителей не судят
2016-08-25 14:35:00
Падение мелких фигурантов мебельного рынка, не выдержавших кризиса, упрочило позиции более крупных игроков федеральной и региональной розницы.
Если говорить об общероссийской ситуации, статисты наблюдают падение покупательского интереса на 20-50%. Однако в регионах спрос зависит и от наличия конкурентов. К примеру, у читинского «Мебельрума» за первые три месяца этого года продажи поднялись на 5-7 процентов по сравнению с тем же периодом года прошлого, чего нельзя сказать о втором квартале – здесь уровень остался прежним, и причина в основном в значительном снижении спроса, зафиксированном в апреле. Причина – очевидные преимущества. Кроме «Мебельрума», работающего 1,5 года, в Чите нет мебельных магазинов такого формата и масштаба: три тысячи квадратных метров площади, самые популярные марки среднего ценового сегмента (от «Шатуры», «Лерома», «Марии» и «Орматека» до «Формулы дивана» и «Ангстрема»). Главные плюсы – богатство выбора и авторитетные бренды, которые дают возможность «давить» соперников по рынку. В частности, в этом году покупатели пока отдают предпочтение «Шатуре». Мебель именно этой марки чаще всего приобретают в компании «Мебельрум».
Первый квартал 2016 оказался успешным не только для Читы. Нижний Новгород, группа СМК, она же «Славянская мебельная компания», показатели спроса за зиму и начало весны – наполовину больше, чем за тот же отрезок 2015 года. Достичь столь внушительного результата в посткризисных условиях помогло увеличение доли экспорта почти до трети от общего оборота, выход на смежников, выбор наиболее прибыльных каналов сбыта и укрепление отношений с торговыми сетями (например, в «Техносиле» и «Эльдорадо» продаются капсульные коллекции СМК). Дает результат и дилерская программа сотрудничества с крупными игроками региона. В экономичном и среднем классе СМК представила коллекцию мебели ориентированную на продажи импорта и среднего звена.
Выросли показатели и у саратовской «Много Мебели» – на четверть за первое полугодие. Успехи обоснованы: запущены новые экспозиции, открыты двести новых магазинов, пять из них - в Казахстане. В планах – обновление ассортимента и открытие двух новых мебельных производств. Еще одна саратовская компания, «Мебельмолл», сделала ставку не только на продажу, но и на аренду. Работают точки в Саратове и Петербурге, но арендаторы говорят, что в первом полугодии спрос не был сильным, и многие были вынуждены сокращать площади и просить отсрочки платежа. Есть 10 мебельных экспозиций в Саратове и соседнем Энгельсе с мягкой мебелью и малыми формами. В «Мебельмолле» считают, что нужно просто набраться терпения – из-за кризиса даже самые успешные поставщики, «Шатура» и «Любимый дом», потеряли в рознице до половины выручки по сравнению с тем же периодом прошлого года. Однако, как и везде, сегментирование рынка и вытеснение слабых игроков только усиливает рост спроса у более сильных.
Эти же процессы играют на руку и «Статусу» из Южно-Сахалинска. Ритейлер делает ставку на фирменные бренды в среднем ценовом сегменте, но он и дал сбой – в начале и середине весны спрос на товары некоторых производителей упал почти на 90%, а общее падение составило 15–20. Теперь «Статус» переориентирует продажи на более низкие ценовые категории, желая сохранить клиентов и отличие от крупных сетей региона вроде «Азбуки мебели».
Кубанская «СБС-мебель» тоже ощутила влияние кризиса, причем во всех своих шести торговых точках в Краснодаре, Сочи, Ставрополе, Новороссийске, Астрахани и Армавире. Им пришлось заменить импорт российскими аналогами («Любимый дом», «Мебель Москва», «Три Я», «Свобода», «Аэро», «Кубико», «Нега Про»), а дешевую мебель и вовсе убрать из магазинов. Март и апрель были непростыми, но к маю положение дел выровнялось, и показатели приблизились к прошлогодним, однако не везде они равны – где-то наблюдается рост на 20%, а где-то такое же падение. Решить эту проблему в компании намерены с помощью индивидуального подхода к покупателям по аналогии с тем, как это делается в США, и уже удалось повысить доходы благодаря тренингам с персоналом.
«Метро», крупнейшая архангельская сеть из 18 магазинов в Архангельске и Северодвинске, отмечает, что покупатели покупать не спешат, ожидая снижения цен. Падение спроса за первые полгода 16-го по сравнению с 15-м годом – почти 25%, но стабильности «Метро» добивается с помощью вариативности нейминга: все торговые точки компании носят разные названия, создавая иллюзию конкуренции во всех сегментах, от экономичного до средневысокого. При этом в кризис дешевое, как и следовало ожидать, наиболее популярно, и акцент на нем сделан и в закупках у ключевых поставщиков - «Столплита», «Столлайна», «Боровичей», «Лерома», «Уфамебели» и «СМК».
Сменить недорогие Италию и Китай на столь же экономичные Россию и Белоруссию. Именно такое решение приняла оренбургская «Громада» - и не прогадала. Сделав ставку на импортозамещение и не меняя основного ценового сегмента, компания получила прирост на 30% за первую половину этого года. Корпусную и мягкую мебель в Оренбург поставляют как минимум семь фабрик, и такое разнообразие идет в плюс – те, у кого поставщиков меньше, уже на грани закрытия.
Классика не проигрывает. Эта мысль стала якорем – или поплавком – для сети «Любимый дом» из Волгодонска. Все 243 торговые точки работают. На плаву им позволили остаться кухни (33% от общего объема продаж, 90% роста) и коллекция классической мебели, выведенная на рынок в начале года (15% от общего объёма). Летом удачная акция и сквозная программа «Амели» увеличила продажи втрое. Итогом стали +7% к 2015 году и пропорция 20/80, где 80% составляют партнёрские салоны, а 20 – форматные точки «Любимый дом». В сети ожидают, что к концу года в ней будет уже 350 магазинов, а рынок значительно оживится. Правда, увидят это только его лидеры.
Скорее всего, среди них окажется и «Hoff». Это единственная федеральная сеть, которая ориентирует свои гипермаркеты под уникальный формат "все в одном месте", и даже в кризис она смогла открыть еще один гипермаркет в Москве. Далее сеть намерена развиваться на Урале, Юге, в Поволжье и Центре страны либо за счет этих форматов, либо за счет крупных гиперов. «Hoff» собирается открывать еще два магазина в Москве и один в Казани, а также ряд точек в форматах Мini и Home. Три «мини-хоффа» уже работают в Сочи, Новороссийске и Подольске.
Развиваться хочет и «AP Home» из Ростова-на-Дону. Свою антикризисную стратегию сеть разработала еще год назад, ориентируясь на сегментах от среднего до высокого. Ростов напрямую заявляет – им интересны только состоятельные люди. Таких в регионе не более 20% от общего потока клиентов, но компания работает только с ними. Эта тактика оправдывает себя – рост продаж за первые полгода составил 40%. В основном они увеличиваются благодаря новой площадке «AP Home» в Ростове-на-Дону, которая с конца прошлого года только набирает обороты и теперь выручает более ста тысяч рублей с квадратного метра. В городе Шахты «AP Home» отмечает лишь падение спроса и прибыли, но магазин в Краснодаре, хотя там ниже проходимость, компенсирует общее положение за счет крупных продаж.
Взрывным называет спрос за первое полугодие компания по продаже матрасов «Перрино». Причина повышенного интереса - новые франчайзинговые магазины, хотя наблюдаются значительные колебания: стабильные январь и февраль, провал на 19% в марте, на 10 в апреле и рост на 25% в мае. Но колебания не влияют на планы «Перрино» - увеличивать объемы за счет открытия семи-десяти партнерских экспозиций в месяц.