Вы здесь

Россияне научились экономить: настроение растет вместе с доходами

2016-08-08 01:28:55
1200x670

Исследователи компании GfK подсчитали, что жители страны, покупая только самое необходимое, расходуют в среднем 11 900 рублей ежемесячно, и это на 20% больше, чем до кризиса, накрывшего Россию два года назад. За прошлый год уровень среднедушевого дохода упал на 5%, и больше всего после кризиса потребителей беспокоили неуклонно растущие цены, однако дела идут в гору – аналитики сообщают, что индекс потребительских настроений во втором квартале этого года поднялся уже на 11 пунктов и в городе, и на селе по сравнению с первым кварталом, а в Москве так и вовсе почти достиг докризисного уровня.

Причина, как считают аналитики X5 Retail Group, банальна – к тому, что происходит, люди просто привыкли и научились приспосабливаться, не запасая продукты впрок, экономя и следя за скидками и акциями в магазинах. Ставку россияне делают не на популярные марки, а на практичную, недорогую еду вроде яиц, мяса птицы и сезонных овощей и фруктов. При этом продукция рыбных и хлебных отделов не пользуется такой же популярностью, равно как и напитки, полуфабрикаты и замороженная еда, которые не относятся к товарам первой необходимости. Однако, к примеру, производители безалкогольных напитков и минеральных вод отмечают, что интерес хоть и падает, но уже медленнее и сейчас статистика говорит о 10% спада против прошлогодних пятнадцати.

Понемногу возвращается и интерес к мясу – если в прошлом году динамики продаж вообще не было, в этом они поднялись на 3%, и причиной тому могло стать падение оптовых цен на свинину на 20% и удержание стоимости курятины на одном уровне. Приростом продаж в 1% могут похвастаться и производители молочной продукции, но о докризисном уровне в Национальном союзе пока не говорят – для этого процентов должно быть пять в год, а не один. Так же обстоят дела и в DIY-сети «К-раута», но в руководстве считают, что это связано с тем, что кризис убрал с рынка более мелких конкурентов, не выдержавших падения спроса.

Кстати, сетевики остаются начеку, приманивая клиентуру скидками, постоянными и разовыми. Методом снижения стоимости покупательской корзины пользуются, к примеру, ГК «Дикси» и сеть супермаркетов «Я любимый», причем последняя отдает ему не меньше 6% от общего оборота товаров.

Эксперты PwC считают, что угроза, несмотря на приподнятое настроение россиян, еще не отступила, и всеобщее потребительское поведение может пойти по европейскому сценарию. Уверенность заграничных потребителей в завтрашнем дне от удара кризиса пошатнулась так сильно, что до сих пор не ясно, поднимется ли она вообще. Проще говоря, под угрозой оказалась реабилитация экономики в будущем, и чтобы такого же не случилось в России, потребительские настроения не должны становиться единственной надеждой на спасение. Власти это понимают. С учетом сообщения Центробанка о том, что в ближайшие пару лет тратить россияне станут всего на 14% больше, чем сейчас, главная задача финансовых экспертов и правительственных деятелей – поиск новых точек роста, которые могли бы стать якорями российской экономики.