Вы здесь

Россия готовит отечественную «Алибабу»

2016-10-11 18:54:33
1200x670

Торговая площадка, аналогичная китайской, могла бы помочь экспорту российской продукции, но для этого необходимы серьёзные вложения.

По данным СМИ, Министр экономического развития РФ А. Улюкаев предоставил для рассмотрения Председателю Правительства Д. Медведеву отчёт, в котором изложена идея по разработке единой российской торговой площадки в электронном формате. Цель проекта – оптимизировать экспортные процессы для отечественных производителей, расширять ассортимент продукции, продвигать российские товары, представленные на мировом рынке.

В отчёте идёт речь об интеграции в рамках проекта деятельности нескольких министерств и структур, в частности Министерства финансов, Министерства промышленности и торговли, ФТС, Министерства по развитию ДВ и др. Комплексный подход позволит сформировать оптимальную платформу по экспорту товаров для структур малого и среднего бизнеса.

Если проект единой торговой площадки будет реализован, то отечественные производители смогут воспользоваться системой, которая объединит в себе ряд необходимых услуг (страховых, гарантийных, логистических, финансовых, транспортных, таможенных и др.) с ведущими электронными сервисами торговой сферы. Подобные онлайн-магазины будут иметь процент с реализации товаров и отвечать за качественное продвижение, продажу продукции.

В результате каждый сектор будет сосредоточен на основной работе: производитель будет повышать качество, электронный магазин -  реализовывать товар, а единая торговая площадка, так называемый агрегатор, - оформлять и сопровождать каждую сделку.

В реализацию проекта нужно инвестировать серьёзные суммы, но уже на данном этапе есть ряд заинтересованных компаний и бизнес-структур, которые готовы вложить в развитие идеи собственные средства. Чтобы повысить эффективность проекта, запланированы зарубежные маркетинговые исследования. Руководствуясь их данными, можно будет делать выводы о популярности определённой категории отечественных товаров на международных рынках.

Комментарии экспертов не всегда оптимистичны. Куратор российского сектора B2C DPD С. Егорушкин уверен, что существует более лёгкий путь продвижения российской продукции за рубежом. Вместе с тем, необходимо изначально определиться с конечной целью проекта и предполагаемым ассортиментом торговых предложений. Если речь идёт о расширении экспортного рынка, то это одна проблема. А если говорить об оптимизации спроса на товары из России, то другая. При этом формирование сложнейших технических и логистических платформ не обязательно, поскольку есть возможность напрямую выходить на уже существующие площадки и включаться в мировую торговлю. Также имеет значение количество артикулов и объёмы товаров. Отдельную систему для тысячи наименований создавать не стоит.

Другой точки зрения придерживается глава сектора электронной торговли компании «ПЭК» Ю. Быкова. Она считает, что реализация идеи «Alibaba по-русски» может стать прорывом на международный рынок для отечественных товаров. Но успешная работа в этом направлении возможна только при безусловной поддержке со стороны государственных структур и достаточном уровне спроса на российскую продукцию. Не исключено, что разработка проекта будет завершена к концу 2016 г.

Руководитель отдела маркетинга аутсорсинговой компании International Computers LimitedServices Л. Алеева акцентирует внимание на сложности создания единого торгового агрегатора. Вложения необходимы огромные, ведь серьёзность задачи понятна для всех. А вот насколько результат оправдает ожидания, зависит от команды, которая займётся реализацией проекта. Если будет реальных прорыв, то конечный продукт заинтересует многих участников отечественной торговой сферы.

Зам. генерального руководителя «КРОК» по работе с ритейлом Д. Токар видит как положительные, так и спорные моменты в реализации идеи. К первым можно отнести упрощение процедуры экспорта, а ко вторым – сложности с соблюдением авторских прав, сертификационными стандартами, присвоением знака качества. Если реализация продовольственной линейки относительно понятна, то с продажей бытовой электроники и другой техники возникнет ряд проблем.

Глава платформы «VectorTrade» А. Хамзин считает, что любые новации в экспортной сфере достойны внимания.

Но на текущий момент споры сторонников и противников далеки от конструктивного решения, более половины экспертов и аналитиков едины во мнении, что проект обречён на неудачу. Стоит помнить, что самым важным фактором успеха единой торговой площадки будет результат продвижения отечественных товаров за рубежом. На старте необходимо серьёзное стимулирование интереса к российским торговым маркам, в ином случае продажи будут нулевыми. Для этого нужны серьёзные суммы, которые могут превзойти инвестиционный портфель самого экспортного агрегатора.

Сейчас у всех на слуху работа Российского экспортного центра по продвижению бренда «Сделано в России», партнёры из Китая серьёзно заинтересовались отечественными товарами. Но, как и раньше, нет никаких гарантий, что российская продукция триумфально займёт полки магазинов, вытеснив предложения конкурентов. Решение этой проблемы имеет не меньшее значение, чем создание сложной технико-логистической экспортной системы. Чтобы проект дал нужные результаты по оптимизации спроса на отечественные товары, нужно готовиться к серьёзным вложениям на уровне государства.