Вы здесь

Штиль в розничной торговле

2016-08-11 22:47:56
1200x670

По итогам 2015 года можно констатировать: увы, в сфере ритейла кризис не только не закончился, но и может усугубиться.

Еще несколько лет назад увеличение доходов населения способствовало процветанию розничной торговли и расширению данного сегмента 25-35% в год. На начало 2016 года картина сильно изменилась.

На октябрь 2015 года средняя заработная плата в России уменьшилась на 10,9%, что явилось самым значительным показателем за последние 16 лет. Реальные доходы населения оказались сниженными на 3,5%, а кол-во россиян, живущих за чертой бедности, за год увеличилось до 20 миллионов.


Министерство экономического развития (МЭР) заявляет об изменении потребительских привычек в сторону сберегательной модели поведения. Это подтверждается показателями: к октябрю 2015 г. объем розничных продаж упал на 11,7%, что, по мнению экспертов, не является пределом.
 

Непотопляемые



Несмотря на вышесказанное, некоторые ритейлеры не только уверенно держатся на плаву, но и увеличивают свою прибыль.


За 9 месяцев прибыль розничной сети «Магнит» была увеличена на 26,99%, до 688,6 млрд рублей. «Дикси» — на 19,8 %, до 197,4 млрд рублей соответственно. Самые незначительные на этом фоне показатели у «О’Кей», чья прибыль увеличилась всего на 5,6% (114,6 млрд). Низкие по сравнению с конкурентами показатели можно объяснить тем, что сеть «О’Кей» состоит только из гипер- и супермаркетов.

«Кризисная эпоха» привела к тому, что люди опасаются больших покупок, предпочитая приобретать товар у дискаунтеров.

 


Мнение



Если верить экспертам, то сегодня основным требованиям покупателя является сочетание низкой цены и высокого качества при небольшом ассортименте. Сервис и отделка помещения пристального внимания уже не вызывают.

 

Ситуация сложилась таким образом, что в игре могут участвовать только крупные компании, которые могут позволить себе поддерживать цены на приемлемом уровне за счет получения у поставщиков ощутимых скидок. Кроме того, стоит обратить внимание на операционную эффективность, увеличить производство продукции под собственным брендом, обратиться к импортозамещению.


Продукция, выпускаемая под брендом компании, согласно приведенным данным, попадает в каждый второй чек «Дикси». Представители компании обозначили свою политику на 2016 год как работу по увеличению процента отечественных товаров в общей линейке и увеличение производства продукции под собственным брендом.



Есть кризис — нет необходимости



...в приобретении непищевых товаров.


Компании-продавцы электроники, бытовой техники или одежды, напрямую зависящие от зарубежных поставщиков и валютного курса, спровоцировавшего рост цен, первыми оказались под ударом.
Ввиду того, что эти товары не являются товарами первой необходимости, спрос на них ощутимо упал.
Данные Росстата показывают снижение оборота непищевой розницы за 3 квартала 2015 года на 12,5%.

Актуальность вопроса подчеркивает тот факт, что уже несколько десятков компаний, специализирующихся на продаже одежды, прекратили свою деятельность на территории РФ. Среди них такие популярные марки, как Стокманн, Маратекс, Нью Лук и др.

У розничных сетей нет другого выхода, кроме активной работы над повышением рентабельности. Держать ситуацию под контролем поможет детальный подход в выборе точки для аренды, повышение эффективности IT-систем, разработка специальных программ лояльности для различных целевых групп клиентов.

 

Острый технический вопрос



Положение в сфере электроники и бытовой техники также легким не назовешь. Исследовательская компания Gfk говорит о падении рынка данной группы товаров в сравнении с 2014 годом на 14% (до 540,6 млрд рублей). Однако, пострадали в основном небольшие компании, позволив тем самым укрепить свое положение лидерам.

Компания «М-Видео» за 9 месяцев 2015 года смогла увеличить прибыль на 4,6% (до 130,7 млрд рублей).
2016 год, заявляют представители компании, станет для них годом демонстрации опережающей динамики, обеспечить которую должна верная стратегия развития интернет-продаж.
Не секрет, что покупки в интернет-магазинах становятся все более популярны. Во многом это обусловлено большим выбором способов доставки и оплаты, возможностью онлайн-кредитования.

К концу 2015 года доход от интернет-магазина «М-Видео» возрос на 36% (до 13,4 млрд рублей), что составило 7,5% оборота сети.



Домашние и запасливые



Компании-представители сферы товаров для дома за 2015 год ощутили на себе более чем 10% снижение прибыли. Эта цифра могла бы быть выше, если бы не изначальная возможность притормозить рост цен.

Особенность этой конкретной отрасли состоит в том, что появление новинок здесь менее заметно (читай — значимо), что несколько замедляет рост цен. Многие компании оказались обладателями некого запаса продукции по закупочным ценам еще 2014 года.
Тем не менее, эти запасы также имеют свойство заканчиваться и теперь без игр по новым кризисным правилам не обойтись. Первые прогнозы обещают плавное увеличение цен с сохранением общего уровня рыночного объема отрасли на уровне 2015 года.

Как основные состязательные преимущества ритейлеров данной области можно выделить:
 

  • Влияние бренда
  • Продуктивную работу с поставщиками

Деятельность по первому пункту ориентирована на клиентов, совершающих покупки небольшие по стоимости, зато часто, «для души». Согласно исследованиям, именно приобретение товаров для дома и предметов интерьера дает людям положительные эмоции.

Правильно выстроенные отношения с поставщиками работают в пользу привлечения клиентов, совершающих обдуманные покупки, редко, но более значительные по стоимости. Эффективная работа с поставщиками позволяет предложить таким клиентам ощутимые скидки вкупе с богатым ассортиментом.