Вы здесь

Снижение спроса на стройматериалы

2016-10-07 19:24:52
1200x670

Резкое падение объемов строительства привело к столь же резкому спаду спроса на строительные материалы. Изготовители строительной продукции констатируют упадок рынка и прогнозируют уменьшение объёмов изготовления продукции. Согласно данным, полученным от главы отдела маркетинга «Группы ЛСР» Алексея Онищенко, на текущий момент наблюдается сужение рынка приблизительно на 25% практически по всем видам стройматериалов, начиная от отделки и заканчивая кирпичом, бетоном и ЖБИ.

Гендиректор ООО «Шпатлер» Игорь Мошков утверждает, что такая ситуация напрямую связана с застройщиками, ввиду кризиса всё чаще требующими отсрочку платежей. Таким образом, изготовители стройматериалов оказываются подвержены немалому риску, так как большинство из них закупает сырьё для производства по предоплате. Впрочем, в этом есть и плюс: многие фирмы переходят на отечественное сырьё.

Андрей Закусаев, помощник экономического гендиректора ООО «Паркон Плюс», отмечает снижение количества заказов, поступающих непосредственно от строительных компаний и предприятий по изготовлению стеновых ЖБИ и СИП-панелей. В связи с этим, а также с осложнением отношений с контрагентами, включающим несвоевременную оплату поставляемой продукции и требования увеличения отсрочек, приводящие к финансовой невыгодности исполнения заказов, объем выпускаемого фирмой пенополистирола, если сравнить с 2014 годом, сократился на 10-15%.

Глава отдела маркетинга «Группы ЛСР» А. Онищенко утверждает, что текущая ситуация значительно отличается от кризиса 2008 года. Производители сделали выводы после первого обвала рынка и ко второму были готовы. Хотя на многих объектах скорость строительства упала, но полной остановки или консервации строек мониторинг не выявил. По словам эксперта, ситуация стабильна и в отношении новых объектов.



Отказ от импорта как средство от проблем

Ввиду последних событий мировой экономики во многих экономических областях в России был запущен процесс импортозамещения. Это явление не обошло и сферу строительства, несмотря на то, что часть импорта по таким материалам, как ЖБИ, газобетон, песок, щебень и кирпич, и ранее была минимальной. А вот кирпич-клинкер, использующийся для оформления тротуаров и фасадов, а также уникальный отделочный кирпич в большинстве своём завозятся из-за границы. Но, как утверждает Алексей Онищенко, и в этой части отрасли объем импортной продукции значительно снижается, постепенно заменяясь материалами отечественного производства. Группа ЛСР, например, увеличивает объемы изготовления реализации фасадного и тротуарного  клинкера по РФ.
Президент ГК «Пенетрон-Россия» И. Черноголов заявляет, что в РФ наличествуют возможности для производства практически любого товара отрасли, иначе говоря, вполне реально уйти от импорта и наладить собственное производство. Эксперт также утверждает, что несмотря на введение санкций и внешнюю изоляцию России, страна  продолжает оставаться частью глобального рынка, и в любой сфере торговли, будь то мебель, техника или продукты, обязательно останется некий сектор, занимаемый импортной продукцией. Потому, согласно словам эксперта, полного импортозамещения в ближайшие годы ждать пока не приходится.
На данный момент ведущие представители рынка утверждают, что наиболее ощутимую проблему в импортозамещении представляет специализированное оборудование для изготовления строительных материалов, которое в России попросту не производится. Ввиду этого от импорта отказаться становится довольно проблематично. Так, к примеру, Андрей Заусаев поясняет, что их компания по большей части пользуется оборудованием, произведённым в Турции и Германии, поскольку отечественное оборудование не столь высокотехнологично и обладает меньшей производительностью. Тем не менее, кризис способствует поиску путей уменьшения производственных трат. Привлекаются российские специалисты по ремонту и обслуживанию, закупаются отечественные аналоги сырья, расходников и запасных деталей.


Цены растут
Динамика ценообразования при текущей рыночной ситуации имеет под собой сразу несколько факторов. Вроде бы, ситуация усиленной конкуренции на рынке строительства должна способствовать снижению цен. Но в то же время увеличивается стоимость используемых в производстве ресурсов — газа, воды и электричества. Следовательно, себестоимость продукции неизбежно возрастает. Плюс ко всему, после недавнего ужесточения закона о грузоперевозках, скачок цен на стройматериалы составил с начала года около 25%. Дорожают такие основные товары, как щебень, песок и бетон, что неизбежно приводит к росту себестоимости строительства в диапазоне от 7 до 10%. Так, согласно исследованиям Росстата, в течение 2015 года цены на стройматериалы в России поднялись на 9,7%. Производители пытаются оптимизировать производство, уменьшая себестоимость продукта, но в итоге это ведёт лишь к увеличению выпуска низкокачественной, негодной продукции. Всё большее количество компаний, идя по пути «ложной оптимизации», переходят на дешёвые ингредиенты низкого качества или уменьшают в своей продукции количество эффективных химических реактивов. Клиентам в таком случае остаётся лишь осуществлять и ужесточать имеющийся входящий контроль, а также сотрудничать с крупными производителями, не поступающимися качеством в угоду сомнительной дешевизне.
 

Перспективы отрасли

По заверениям Алексея Онищенко, 2016 год для строительных рынков станет сложным, принеся, вероятно, ещё больший упадок в сфере производства стройматериалов. Тем не менее, эксперт уверен, что подобная ситуация также предоставит рынку перспективы обретения новых товаров и услуг, возможность отсечь наиболее неэффективные производства, отказаться от устаревших способов управления и оптимизировать процессы.
Оптимистичную оценку ситуации дает и Надежда Солдаткина, руководитель ООО «Н+Н». По ее мнению, в текущем году не следует ожидать увеличения объемов строительства, так как сохраняется сложная ситуация как для застройщиков так и для изготовителей стройматериала. По прогнозам эксперта, положительных изменений в  строительной сфере следует ожидать не ранее 2-ой половины 2017 года.
 


Эксперты говорят
Глава ООО «Н+Н» Надежда Солдаткина, считает, что на снижении закупок газобетона сказалось и уменьшение масштабов застройки в регионе. Оборот этого стройматериала на Северо-Западе в 2014 году составлял 1,2 миллиона кубометров, а в 2015 – миллион. Сейчас в регионе работают 5 производителей газобетона, из-за уменьшения объёмов рынка между ними усиливается конкуренция, и приходится сокращать себестоимость продукта и искать новые рынки сбыта.

По словам гендиректора ГК «УНИСТО Петросталь» Арсения Васильева, максимально оптимизировать затраты производителей заставляет кризис. Поэтому в ближайшие два года за счет низкой цены железобетон может опередить более дорогой, но не менее качественный монолит, несмотря на общий рыночный упадок и урезание объёмов строительства. Сектор ЖБИ может поднять позиции до 1-% с 2017-2018 года, как только будет пройден пик кризиса. В надежде на эти перспективы отдельные игроки строительного рынка начинают производить железобетон, чтобы минимизировать свои затраты. По такому пути пошла и ГК «УНИСТО Петросталь», открыв свое производство осенью.