Вы здесь

Социальные последствия прихода в Хабаровск «Леруа Мерлен»

2017-04-17 16:58:11
1200x670

По данным специалистов, «Леруа Мерлен» займёт половину профильного хабаровского рынка, а в Комсомольске-на-Амуре – порядка 80%. Г. Говорухин, профессор Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета и член Общественной палаты в развёрнутом интервью информагентству AmurMedia рассказал, с какими отрицательными последствиями, по его мнению, столкнутся власти Хабаровска после прихода в город Leroy Merlin.

Эксперт акцентирует внимание на привычной стратегии французского ритейлера, которая отлично себя зарекомендовала в городах с населением от одного миллиона. Благодаря масштабности населённого пункта, крупные ритейлеры могут и сами получить прибыль, и дать более мелкому формату заработать. В городах среднего размера, с населением порядка 500-700 тыс. человек, урбанистическое пространство концентрируется близ определённых центральных точек, которыми становятся и ремонтно-строительные гипермаркеты федеральных сетей. Для обслуживания одной торговой точки «Леруа Мерлен» нужна, к примеру, сотня сотрудников. Такое количество персонала в среднем работает в павильоне общей площадью 8000 «квадратов» (новый формат торговых объектов французского ритейлера). Такой полноформатный магазин в городе типа Хабаровска займёт большую часть местного рынка, что обусловит закрытие и ликвидацию небольших торговых точек. Как следствие – на улице после увольнения окажутся сотни человек. Часть неквалифицированного персонала (грузчики, кладовщики и др.) найдёт себе место в «Леруа Мерлен», часть переквалифицируется, но большой процент останется без работы. В Комсомольске-на-Амуре, куда также собирается выходить ритейлер, рынок просядет ещё больше – на 80%, поэтому масштаб увольнений увеличится.

Оставшиеся без работы люди, согласно исследованиям Говорухина, просто уедут из края. У них есть возможность приобрести жильё в другом городе, но от кардинальной перемены места жительства многих удерживает работа, если её не будет, то и смысла в проживании нет. На этом фоне государственная программа по развитию Дальневосточного округа сработает в обратном направлении: крупная торговая сеть придёт, а люди уедут.

Стоит отметить, что в странах Европы давно предусмотрены ограничения для больших торгово-розничных компаний. Чтобы избежать экономико-социальных рисков, им запрещено входить на рынки средних и малых городов. Хотя в европейских странах масштаб средних населённых пунктов, конечно, не сравнить с просторами России.

Пути решения

Профессор подчеркнул, что открытие торговых павильонов федеральных ритейлеров необходимо тщательно просчитывать. Для этого необходимо привлекать сторонних специалистов, которые будут анализировать все «плюсы» и «минусы» ситуации. Существует возможность нивелирования определённых рисков. Говорухин считает, что предварительные расчёты проводились в правительстве, однако во внимание не были приняты местные особенности, и сиюминутная выгода заслонила долгосрочные прогнозы.

У местного бизнеса ещё есть немного времени, чтобы поменять стратегию привлечения покупателей с учётом выхода на рынок «Леруа Мерлен» (открытие магазина в Хабаровске запланировано на 20.04.2017 г.). Дальневосточные предприниматели должны стать более «зубастыми», защищать собственное дело: организовывать социальные мероприятия, привлекать людей развлекательными или обучающими программами.

Ни для кого не секрет, что запуска строительно-ремонтного гипермаркета французской сети с большим нетерпением ждут рядовые хабаровчане как некоего радостного и интересного события, на которые не слишком богата жизнь Дальнего Востока. «Леруа Мерлен» - первый современный западный ритейлер со своим форматом, который пришёл из столичной области. Потенциальных посетителей торгового павильона со строительным ассортиментом и товарами для сада не очень волнует, что реализуемый сегмент эконом-класса отличается невысоким качеством. Для людей главное – низкие цены. А сколько в результате прослужит товар – вопрос второстепенный. По мнению многих экспертов, локальный бизнес Хабаровска и Комсомольска готовится к неравной схватке, где победитель определён заранее. Однако остаётся надежда, что среди предпринимателей найдутся творческие и предприимчивые люди, для которых схватка с сильным конкурентом может стать ступенью для дальнейшего развития.