Вы здесь

Загадка челябинской «ИКЕИ»

2016-09-28 13:36:47
1200x670

Компания анонсировала открытие эксклюзивного торгового центра в Челябинске в 2020 г. Эксперты теряются в догадках, чем шведский ритейлер собирается удивлять сибиряков.

Пока известно, что строить будут по самым современным архитектурным проектам, с использованием новейших технологий. Российский филиал компании уже разработал общий проект и на данный момент акцентирует внимание на планировании инфраструктуры. Ориентир – международные тенденции в области торговли и новейшие разработки опытных застройщиков.

Ссылаясь на информацию от вице-губернатора Челябинской обл. Р. Гаттарова, пресс-отдел Министерства экономики и развития сообщает, что разрабатывается эксклюзивная концепция для гипермаркета «ИКЕА», ТЦ «Мега». Российской подразделение находится на завершающем этапе оформления разрешительных документов и готовит проект инфраструктурных сетей. Представители DIY-ритейлера систематически посещают заседания рабочей группы при администрации края. «Агентство инвестиционного развития» оказывает максимальное содействие крупному инвестору, работая в режиме «единого окна». Так нивелируются проблемы в процессе подписания и согласования необходимых бумаг.

По сообщениям челябинского новостного портала, начаты переговоры ещё по двум направлениям инвестиций. Первое – строительство дополнительных дорожных развязок возле планируемого торгового центра. Это поможет избежать нагрузки на автомобильные дороги после открытия новой «ИКЕИ». Компания планирует стать соинвестором и помочь городу справиться с проблемой.

Второй вопрос, который уже сейчас обсуждается на официальном уровне, - это возведение жилого комплекса близ ТЦ. Смежные участки планируют застроить многоэтажными домами, но более подробного проекта пока нет.

Челябинский Chel.ru ранее публиковал данные об официальном заявлении представителя компании «ИКЕЯ», в котором подтверждается намерение сети расширяться, открыв новую торговую площадку в Челябинске не позднее 2020г.

Зимой 2016 г. договор о приобретении земельной территории (площадь – 40 га) был подписан и земля перешла к новому владельцу. «ИКЕА» стала собственником земельного надела в Сосновском р-не в пос. Терема. Инвестиционный портфель составит порядка 10 млрд. рублей, планируемая площадь торгового павильона – около 33 тыс. м. кв.

История земельного участка, на котором будет возведён ТЦ, предельно проста. Территория принадлежала одному из НИИ, считалась землями сельскохозяйственного значения, не входившими в городскую черту. Стоимость участка на тот момент была невысокой, и местный предприниматель В. Курбацких выкупил их у государства. Бизнесмен, по версии Chel.ru, входит в сотню самых состоятельных жителей Челябинска на 2016 г. Предполагают, что именно он будет заниматься строительством жилого комплекса вокруг торгового центра.

Интересно, что пресс-служба компании «ИКЕА» отказывается от комментариев о будущем строительстве. Детали эксклюзивной концепции держат в секрете, нагнетая интерес вокруг будущей стройки. Общие положения озвучил руководитель ООО «ИКЕА Центерс Рус Девелопмент» Д. Гуссе на официальной встрече с журналистами 28.01.2016г., проведённой в правительственном офисе Челябинской обл.

Не вызывает сомнений, что шведский ритейлер может себе позволить смелый эксперимент по внедрению новейших торговых технологий, которые выходят на мировой рынок. Прибыль компании в прошедшем году составила порядка 3,5 млрд. евро (без учёта дохода за аренду помещений), а объём продаж увеличился более чем на 11% по сравнению с 2014 г. Продажи в РФ выросли почти на 15%. Такие показатели официально озвучили представители «ИКЕА».

Эксперты DIY-рынка и специалисты по недвижимости строят разные предположения о том, чем компания будет удивлять потенциальных клиентов. Лидируют версии об уникальном продукте для региона, а также о внедрении в России новейших международных стандартов.

Известный аналитик ГК «Финам» Т. Нигматуллин считает, что в проекте акцентируют внимание на благоустройстве самого центра и близлежащей территории. Например, возможно строительство парково-прогулочного блока. Новый подход может означать более высокую степень интеграции в инфраструктуру города. По мнению аналитика, 2015 г. для мебельного рынка был крайне убыточным, прибыль упала на 15%. На данный момент констатируют застой рыночных процессов, что не способствует развитию торговли.

На плаву остаются ведущие производители с ориентацией на мегаполисы и города-миллионники. Здесь покупательская способность населения не так резко проседает, а темпы нового строительства остаются на прежнем уровне. Совокупность этих факторов гарантирует долгосрочную перспективу развития рынка и помогает пережить кризисный период с наименьшими потерями. 

Руководитель отдела развития риэлторской фирмы «Служба недвижимости» Д. Стукалов допускает, что новый формат ТЦ будет включать в себя не только торговые точки, но и развлекательные площадки. Это может быть кинотеатр или что-то более масштабное. В любом случае, новации должны быть направлены на привлечение посетителей и содержать интересные предложения помимо привычного ассортимента. Для челябинских торговых павильонов характерна общая структура: «якорный» арендатор (чаще всего полноформатный магазин DIY-сети), отдел бытовой электроники, продуктовый магазин, брендовая точка, предлагающая одежду и обувь. Обязательно присутствуют развлекательные заведения и фудкорт, чтобы посетители могли подкрепиться.

Эксперт по недвижимости также акцентирует внимание на проблемах с посещаемостью, с которыми столкнулись почти все ТЦ. По официальным данным, количество клиентов в 2016 г. упало на треть, что существенно повлияло на выручку почти всех челябинских гипермаркетов. Исключение – торгово-развлекательные комплексы «Горки» и «Родник». Но здесь изначально был очень высокий процент посещаемости, так что проблема не достигла угрожающих размеров. Таким образом, если ТРК имели примерно 10 тыс. посетителей в день, то во время кризиса всё равно сохранили около 7 тыс. А небольшие павильоны, в которых поток составлял порядка 3 тыс., могут рассчитывать только на 2 тыс. посетителей.

Если подводить общие итоги, то «ИКЕА» должна придумать нечто совершенно новое, некий центр, притягивающий жителей города. Только в этом случае возможно привлечение нужного объёма потребителей.

Господин Стукалов предположил, что «ИКЕА» может взять на вооружение международную практику создания больших комплексов, которые притягивают не целевых покупателей, а целые семьи. Люди собираются, берут детей и едут не всегда за конкретной покупкой, а просто интересно провести время. При условии грамотно подобранных арендаторов создаётся мощный центр притяжения для горожан, которые стремятся совершать любые покупки именно здесь.

Центр торговли привлекает не только ассортиментом и ценами, но и особой атмосферой, в которой посетитель чувствует себя комфортно. Вполне вероятно, что компания для своего нового ТЦ разрабатывает проект катка, крытого бассейна или другой структуры, которая станет изюминкой развлекательного блока. В любом случае, это должно отличать торговую площадку от других рыночных игроков, только тогда идея сработает. Стукалов упоминает челябинский комплекс «Алмаз», территория которого не заполнена на 100%. Посетители стремятся туда из-за фудкортов и кинотеатра. Только кардинально новая струя сможет принести «ИКЕЕ» достаточно мощный поток посетителей, который обеспечит прибыльность новой торговой площадки.