Вы здесь

Закон «О торговле» - снижение стоимости или новые наценки?

2016-07-06 10:06:15
1200x670

Ратифицировав поправки к закону «О торговле», президент России определил максимальный порог бэк-выплат, которые не должны превышать 5% от суммы сделки. Эксперты расходятся во мнениях о том, как же сработает поправка: цены взлетят или снизятся.

Руководители розничных сетей уверяют, что новая редакция закона приведёт к существенному подорожанию, поскольку на плечи продавцов ляжет львиная доля оплат за логистику, рекламу и продвижение товара. Чтобы компенсировать эти потери, цены на некоторые категории продуктов повысят. Поставщики, наоборот, уверены, что пятипроцентный барьер возвратных выплат позволит уменьшить отпускную стоимость продукции.

После вступление в силу поправки, а это произошло в июле 2016 г., поставщики и DIY-сети должны заключать договора по новым правилам и привести в соответствие с законодательством уже подписанные соглашения. На адаптацию даётся полгода, но этот срок, по мнению ритейлеров, слишком мал. Ведь раньше регламентировался только размер ретробонуса (возвратного платежа за объём закупленного товара) - 10%, о сумме других выплат договаривались самостоятельно поставщик и ритейлер. Теперь в 5% должны, как предполагает закон, войти расходы по транспортировке, рекламе, продвижению товара и другие услуги.

Вторым серьёзным новшеством стало сокращение сроков платежей. Если раньше отсрочка была от 10-ти до 45-ти дней, то сейчас этот промежуток стал меньше: от 8-ми до 40-ка дней.

Владимир Путин также ратифицировал поправки, по которым запрещена розничная торговля продуктами питания согласно договорам комиссии. Сегодня ещё информацию о закупке и цене реализации можно либо разместить в сети, либо предоставить запросившему субъекту. Новая поправка требует обязательного обнародования договоров поставки в интернете.

В связи со сложившейся ситуацией, омбудсмен бизнес-интересов Б. Титов направил обращение в администрацию президента. В нём идёт речь о продлении сроков для изменения уже существующих договоров, поскольку стороны рыночных отношений не могут сделать это за столь короткий период (порядка 10-ти дней).

АКОРТ (ассоциация компаний, объединяющая ведущие DIY-сети) также обратилась к Владимиру Путину. Крупнейшие ритейлеры обеспокоены последствиями, которые может вызвать новая редакция закона «О торговле». В обращении отмечено, что строгая регламентация бонусных выплат может повлечь за собой увеличение стоимости продуктов потребительской корзины. Это овощной и фруктовый ассортимент, молокопродукты, крупы и др.

Ценники вырастут на 5%-10% в особых регионах, к которым относят Крым и Севастополь, Калининградскую область.

Ещё одной проблемой станет убыточность реализации продуктов социальных категорий (смеси для детей, продукты для диабетиков и др.), которая сейчас компенсируется большей наценкой на другие сегменты продуктового ассортимента. Директор Ассоциации компаний розничной торговли И. Ломакин-Румянцев отмечает, что компенсация определённой доли расходов возможна путём предоставления скидок, но продвижение новинок станет более чем затруднительным. Раньше маркетинговые услуги оплачивали поставщики, эта статья расходов также входила в бэк-платежи.

Сегодня пути решения данных проблем придётся искать заново. Глава сектора развития «Руспотребсоюза» Д. Востриков полагает, что продвижение товаров с помощью эффективных промоакций, как и прежде, будет интересовать обе стороны рыночных отношений. Компенсировать расходы можно с помощью конкретных скидочных предложений, которые будут действовать именно во время проведения рекламной кампании.  Что касается транспортных расходов, так называемых логистических услуг, то их обычно и компенсировали за счёт скидочных программ. По мнению эксперта, эффективность новых технологий торговли можно узаконить, если официально утвердить правила в Межотраслевом экспертом совете.

МЭС – это организация, которая занимается саморегулированием продтоварной отрасли. На данный момент работает положение (Кодекс добросовестных практик), которое регламентирует взаимодействие DIY-ритейлеров и поставщиков. М. Бурмистров, член комиссии по регулированию применения Кодекса, прогнозирует, что для изменения документа потребуется до полумесяца. После этого внесённые поправки начнут работать, адаптируя рынок к новому закону.

На сегодня некоторое розничные сети планируют выйти из состава МЭС, аргументируя решение жёсткими рамками торговли, установленными новым законом. СНС (состоит из региональных розничных ритейлеров) уже сейчас обсуждает потенциальный выход из экспертного совета.

А вот в «Опоре России» считают, что новые поправки будут способствовать уменьшению ценников на продовольственные товары. А. Небольсин отметил, что ранее отпускная стоимость от производителей включала в себя ряд выплат, которые приходилось возвращать продавцу. Теперь же цены снизятся, что должны почувствовать и обычные покупатели розничных сетей. Но произойдёт это только в том случае, если продавцы не увеличат наценку. Чтобы обезопасить себя в случае такого подорожания, господин Небольсин предлагает поставщикам официально фиксировать отпускные цены. Так возможные наценки розничных гипермаркетов станут нагляднее.